- Помнишь Архангельский театр драмы? Приезжал к нам на первый фестиваль «Арктическая сцена» в 2022-м? Он снова едет, везет «Дни Савелия». Срочно открывай сайт и покупай билеты, осталось меньше десяти, - почти в приказном порядке сказала мне приятельница, позвонив в начале ноября.
Мест нет вообщеА как не помнить артистов архангельского театра? Они действительно приезжали на первый международный фестиваль «Арктическая сцена», показали спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина». Сюжет интригующий: как гений может оказаться простым человеком, а обычный человек - героем. Актеры представили фантасмагорическое переплетение двух биографий: «нашего всего» Александра Пушкина и маленького человека по фамилии Питунин на фоне кризиса среднего возраста.
Эта несколько провокационная, бунтарская, интерактивная постановка взяла тогда шесть наград и запомнилась многим зрителям. Так, диплом «За талант перевоплощения» вручили актрисе Нине Няниковой. Она же победила в номинации «Лучшая женская роль». Ее коллеги Дмитрий Беляков и Иван Братушев праздновали победу за лучшую мужскую роль второго плана. Самый престижный диплом на любом фестивале - «Лучшая режиссура» - достался Андрею Тимошенко. Кроме того, альтернативное жюри отметило спектакль дипломом лауреата III степени, а театральные критики оценили постановку еще выше - дипломом лауреата II степени.
Конечно, после такого триумфа, как бы пафосно это ни звучало, многие наши любители театрального искусства ждали архангелогородцев. Организаторы фестиваля еще за несколько дней до его начала объявили, что на некоторые спектакли, в том числе и на «Дни Савелия», билетов нет вообще никаких - ни в кассах, ни пригласительных. То есть шансы попытаться сесть хотя бы на приставной стульчик равны нулю.
Но нас с фотокорреспондентом это не остановило - теплилась надежда, что кто-то заболеет или по другим причинам не сможет прийти, и мы сможем увидеть новую постановку. Так и получилось, два местечка в полном зале мы нашли.
Дань памяти городу и четвероногимЧто еще любопытно, постановка рассчитана на три часа игрового времени плюс антракт. Но это не стало поводом отказаться идти в театр. И правильно, ведь время пролетело незаметно.
Пьеса «Дни Савелия» стала дебютной для актера и писателя Григория Служителя. Как можно узнать из открытых источников в Интернете, в начале 2010-х у автора возникла идея написания романа о двух нищих, бредущих по Москве с Басманной улицы к парку Горького. Однако этот замысел «споткнулся» об отсутствие ядра, вокруг которого должно было строиться повествование. Но чуть позже Служитель вернулся к своей идее - после смерти любимой кошки, которая стала прообразом подруги Савелия. В свет произведение вышло в 2018 году. По признанию самого автора, «Дни Савелия» - это «признание в любви родному городу и дань памяти дорогим для меня кошачьим существам». К слову, роман переведен на эстонский, венгерский, сербский и итальянский языки.
Сюжет разворачивается в Москве в окрестностях Таганки. Повествование ведется от лица бездомного кота Савелия, который бродит в философских размышлениях по малоизвестным улочкам города, попадает в различные передряги и в конце концов находит смысл своей жизни. Через всю книгу проводятся параллели жизненных путей кота и человека: первый хозяин - взросление и разлука с семьей; служба ловцом крыс в Третьяковской галерее - как служба в армии; та самая кошка, с которой вы будто знали друг друга уже много лет, - настоящая любовь; бесприютные звери, с которыми подружился, становятся семьей.
Премьера постановки в Архангельске состоялась не так давно - в марте. И вот спустя несколько месяцев ее увидели мурманчане.
Их внимание удерживали аж 16 актеров, что не слишком характерно для фестиваля: многие коллективы состояли из трех - четырех человек. Плюс архангелогородцы привезли свои костюмы и декорации. А их было немало, ведь действующих лиц в спектакле в разы больше, чем актеров, - каждый играет в среднем по пять ролей.
- Чтобы доставить реквизит и костюмы, заказали две «Газели», - рассказал директор Архангельского театра драмы имени Михаила Ломоносова Сергей Самодов. - Но, когда мы готовились к вылету из Архангельска, позвонили и сказали, что одна машина сломалась за 600 километров до Мурманска. Поинтересовался, что будет быстрее: отремонтировать или заказать другой транспорт? Ближайший город - Питер, оттуда машина доедет за пять часов плюс перегрузка. Оказалось, что отремонтировать можно за три часа. Поэтому груз наш приехал позже запланированного, декорации монтировали уже утром, хотя должны были делать это накануне вечером. Параллельно шли светомонтировка и репетиция актеров, прогон спектакля. Случилось небольшое наслоение одного процесса на другой, но ничего страшного, на выезде всегда нужно быть готовым к различным ситуациям.
Примечательно, что на сцене актеры катались на роликах, танцевали на костылях и в некоторые моменты компанию им составляли куклы - как в настоящем кукольном театре.
- Да, котики, рыбки - это настоящие куклы, изготовлены мастером Ильей Сарычевым, - продолжил Сергей Александрович. - Так у нас получилось внедрение театра кукол в драматический. Режиссеру, автору инсценировки и художнику-сценографу Андрею Тимошенко на самом деле нравится работать с фактурой театра кукол, он любит добавлять ее в драматические постановки. Поэтому и здесь не преминул воспользоваться возможностью. Мне кажется, получилось очень удачно.
Пройти путем СавелияКонечно, мы не могли не поинтересоваться, почему именно на пьесу Григория Служителя пал выбор для участия в фестивале.
- Наш театр ставит много классики, но и современные произведения не обходим стороной, - ответил директор театра. - Я сам много читаю современной российской прозы. Считаю, что современная драматургия мало дает материала, который можно ставить на сцене, чтобы спектакль шел достаточно длительное время. На читках - да, а полноценную постановку сделать сложнее. Поэтому мы всегда обращаемся к прозе, чтобы написать инсценировку. И вот я почитал роман Служителя, побывал на спектакле камерного Санкт-Петербургского городского театра, увидел там «Дни Савелия», пересказал режиссеру Андрею Николаевичу фабулу, какие-то шутки, он загорелся и, когда был в отпуске, прочитал роман. А после сказал: «Я ставлю». Так и получилось, что мы нашли прекрасный материал. Кстати, в прошлый раз на «Сцене» одним из наших героев был юнкер Пушкин, это такая питерская история, тоже во главе угла стоит жизнеописание одного человека, Миши Питунина. Сейчас - жизнеописание кота Савелия и московская история. То есть прослеживаются некоторые рефрены. Знаете, я в мае был на Вахтанговском фестивале театральных менеджеров, в последний день лекции проходили недалеко от тех самых мест, где разворачиваются события с Савелием. И я вместо одной лекции ходил по саду Баумана, около храма святого Мартина Исповедника, гулял по улочкам, фотографировал. В общем, прошел путь Савелия.
Впрочем, не только директор театра бродил тем маршрутом - Михаил Бакиров, который играет Савелия, летом отправился в район Яузы, прошел по всем Шелапутинским переулкам, залез за строительный забор, окруживший бывший роддом имени Клары Цеткин. Что называется, вживался в роль. И не зря: получил на «Арктической сцене» награды за лучшую мужскую роль от профессионального и альтернативного жюри. Также две награды от обоих жюри за лучшую режиссуру удостоился Андрей Тимошенко. Ему же дали диплом от профессионалов за лучшую сценографию. Нина Няникова второй раз уехала домой не с пустыми руками, а с дипломом за лучшую женскую роль второго плана - Тети Мадлен, Лены Пасечник, мамы Вити, уборщицы в Третьяковке, собаки породы пти-брабансон.
Интересно, приедут ли актеры из Архангельска на третью «Сцену» и чем удивят? Мы-то их точно будем ждать.
Опубликовано: Мурманский вестник от 05.12.2024
Андреева Екатерина