Им уже не по пять лет, не по десять и даже не по пятнадцать. Взрослые, зрелые люди. Но, несмотря на возраст, не выпускают из рук игрушки. Более того, сами создают новые: лепят из глины, вырезают из дерева, расписывают красками, скручивают из ниток, шьют из ткани. Но и на этом не останавливаются. Изучают архивные и исторические документы, результаты раскопок. И с радостью делятся этой информацией с другими.
Духовный зарядНа днях эти увлеченные люди, живущие в разных уголках страны, приехали в Кольский край - на межрегиональный фестиваль народной игрушки России. По приглашению Мурманского областного художественного музея, организатора форума.
Первым пунктом программы фестиваля стала научно-практическая конференция «Традиционная народная игрушка в современной культуре», посвященная современным проблемам изучения и популяризации народной игрушки. Несколько десятков специалистов и мастеров обсудили важнейшие вопросы по сохранению самобытности этого ремесла, передового опыта в изучении и продвижении народной игрушки в современном обществе и другие. По итогам конференции будет издан сборник - ценный методический материал.
- Рада приветствовать вас на гостеприимной Кольской земле, - обратилась к собравшимся директор Мурманского областного художественного музея Ольга Евтюкова. - У межрегионального фестиваля народной игрушки России непростая история. Впервые он состоялся в Оленегорске в 1987 году и стал настоящим откровением для всех, собрав уникальных мастеров со всей страны. Возродился фестиваль десять лет назад, в 2014-м, в Год культуры в России. И вот мы встречаемся в пятый раз. Игрушка объединяет всех: невозможно найти ни одного дома, где не было бы игрушек. У кого-то они хранятся в пыльном сундуке или на чердаке, а у кого-то - на почетном месте, в память о прабабушке или дедушке. Меч, лук, да даже рогатка - это может быть что угодно. Народная игрушка сохраняет традиции и при этом развивается.
Докладчики рассказали коллегам и гостям о бытовании, возрождении и сохранении традиционных игрушек своих регионов, а также об авторских произведениях.
- Государственный Русский музей обладает огромными фондами, в том числе и народной традиционной игрушки, - рассказала кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела народного искусства ГРМ Ирина Колобкова. - Поэтому мое присутствие на фестивале не случайно. Этот форум необходим для культурной жизни России, он объединяет известных мастеров, которые много лет работают в этом виде искусства. На фестивале мы обмениваемся опытом, узнаем о новых точках на карте народной игрушки. Важной составляющей фестиваля является конференция, ведь присутствующие мастера занимаются не только ручным трудом, но и исследованиями. Народная игрушка - одна из центральных ветвей народного творчества. В первую очередь она важна для детей. Как колыбельная, как духовный заряд.
Я его слепила из того, что былоКак можно говорить об игрушке, но не показывать ее? Нереально. Поэтому в рамках фестиваля прошла двухдневная выставка-ярмарка, на которой все желающие могли познакомиться с достижениями российских мастеров. Кроме того, в рамках ярмарки состоялись демонстрационные и обучающие мастер-классы, на которых можно было овладеть различными техниками изготовления народной игрушки.
Большой зал музея шумел, гудел, свистел, поражал яркими красками: многие народные мастера облачились в костюмы своих регионов, показывали коллегам и гостям, как можно играть с их творениями.
- Это не просто игрушка, а головоломка, - сказал Андрей Чаплинский, приехавший из Соликамска. - Попробуйте сами, возьмите палочки в руки и попытайтесь сделать так, чтобы медведь перевернулся. Не каждый может с ним сладить. Небольшое движение руки, и мишка-гимнаст покажет, на что способен. Подобные игрушки, вырезанные из дерева, существовали с XIX века точно. Может, и раньше возникли, но не находил информации. Почему именно медведь? Это животное есть на гербе нашего Пермского края, символизирует богатство, доброту, щедрость. В коми-пермяцком календаре медведь начинает лето, то есть по-нашему год.
За другим столом мастерица показала практически спектакль, используя в качестве персонажей глиняные фигурки мужчин, женщин, собаки, дерева, раскрашенные яркими оранжевыми, зелеными, синими цветами.
- На Вятке мало солнца, зимы холодные, весна и осень длинные и очень грязные, поэтому люди придумывали себе сказку - яркую и веселую, праздник, которого не хватало, - пояснила мастерица дымковской игрушки из Кирова Лариса Ушакова. - У нас гончарство не прижилось, глина не подошла для посуды, зато прижились игрушки. Они яркие, потому что бабулечки придумали сначала фигурку побелить, а потом уже сверху накладывать роспись. Если без побелки, цвета получатся глухими, ведь глина красная. Ассортимент фигурок невероятно большой. Мне больше нравится лепить мужичков. Классные получаются. Помните, как в песне: «Я его слепила из того, что было». Да, у женских фигурок больше простора для фантазии, одна юбочка чего стоит. Но у мужичка можно показать характер. Вот три фигурки, вроде одинаковые, но у каждого свой нрав, это же видно! Один серьезный, основательный, другой молоденький, розовощекий, третий - ловелас, с цветами, усы-то как закрутил! Кавалер. Всегда рекомендую взять две фигурки и поиграть, понять, какие вам больше понравятся. Поиграйте, и даже не как в детстве, а переставляйте их на столе. Когда просто ставишь на полку, начинаешь играть - двигаешь, ищешь интересную композицию. Порой дома или в мастерской вытираю пыль, и все превращается в игру. Забываю, что делала.
Кому побелка, а кому и клювСовсем другие фигурки на столе у Ирины Бежиной, тульской мастерицы. Ее дамы и кавалеры в более современных одеждах, утонченные, элегантные. Их даже называли «князьки».
- Это тульская городская игрушка, - пояснила гостья фестиваля. - Она появилась в слободе Большие Гончары, которая в XVII веке находилась далеко от Тулы, а сейчас город разросся, и это улица. Как мы понимаем, эту игрушку делали периодически: фигурки находили в раскопках XVIII века, потом, видимо, перерыв был, не обнаруживали, и с середины XIX века вновь начали лепить. Последняя выставка тульской городской игрушки была в 1902 году. Она характерна тем, что является народным промыслом, но образы стоят обособленно: роспись темперная, у дам сделаны подробные оборочки, сумочки, зонтики на железной проволоке. Одежда, как была в XIX веке. Мы изучали моду, экспонаты Русского музея. Играть такими фигурками, как куклами, конечно, не стоит. Изначально их ставили на подоконник, между рамами, чтобы показать, что в этом доме лепят или расписывают игрушки. Также украшали ими интерьер.
Гости из Салехарда привезли в Мурманск текстильные куклы - зыряночки и акань.
- Они отличаются костюмами, - сказала Евгения Маклакова. - Например, у зыряночки обязательно должны быть косы из ниток, бисера. И чтобы они были связаны перемычками, на которые можно нацепить не только бисер и бусины, но и монеты, бубенчики. Когда девушка идет, они красиво звенят. Есть и другие куклы, нухуко, их делают обязательно с клювом водоплавающей птицы. К нему прикрепляют сукно и украшают бисером.
Подобные изделия с клювами уток можно было увидеть и на столе Александра Ледкова, приехавшего из Нарьян-Мара.
- Это разные куклы, у нашей один шов посередке и много полосок сукна, - разъяснил тонкости мастер. - Девочки начинают их создавать с пяти лет, повторяя за мамой. Сначала просто основу делают, саму куклу, а став постарше, лет в десять, уже мастерят кукольную одежду. В итоге к подростковому возрасту девушка умеет шить. Такая не пропадет. Есть у нас и настольные игры. Вот небольшой чум, нарты. Ненцы ведь кочевой народ и, когда переходят на новое место, все вещи с собой забирают. Для каждого груза полагается своя нарта: для одежды, шестов чума, еды, рыболовных снастей, печи... Целый санный поезд получается. Чтобы поставить чум, требуется около часа. Бывает, ненцы каждый день кочуют. А бывает, долго стоят на месте, дня три-четыре.
Соединяя традиции и современностьНастоящие житейские зарисовки создает из дерева семья Безобразовых, живущая в Череповце. Представители этой династии делают как традиционные деревянные игрушки, так и авторские. Последние привлекают внимание своими сюжетами: вот на лавке сидит мужчина с удочкой, а рядом женщина с корзинкой, еще парочка - один с книгой, другая с аптечкой, есть даже мужичок с фотоаппаратом.
- Это авторская николо-березовская игрушка. Я создал ее в 2011 году и назвал по месту своего рождения, - рассказал Алексей Безобразов. - Таким образом мы показываем городскому жителю и детям, как раньше люди жили в деревнях, какими инструментами пользовались, как быт вели, какие женские и мужские ремесла существовали. Это как наглядное пособие. А рядом - традиционная северная игрушка: куклы-панки, кони и птички. Панка вырезается в форме женской фигуры. Она предназначена для девочек, помогает раскрыть женское начало. Она считается обережной и является лучшей подругой на всю жизнь. Делал панку дед, отец либо старший брат. Ей можно и платьице сшить, и платочек повязать. Фигурки коней - для мальчика, будущего хозяина. Парнишка мог смотреть, как вырезана упряжь, сбруя, сделаны сани. С помощью коней можно, подражая взрослым, перевозить камешки, зернышки, землю.
- А это усовершенствованная панка, ставшая промысловой, - присоединилась к разговору Евгения Безобразова. - Супруг Юрий выбрал 12 форм, самые ходовые, мы их немного преобразили и создали токарную коллекцию точеных деревянных болванок. Присмотритесь, даже если форма одна, все раскрашены по-разному. Иногда делаем огромные, метр в высоту. Таким образом совмещаем и традиции, и дизайнерское, современное видение. Для украшения применяем выжигание, краски, пробиваем гвоздем, вырезаем узоры ножом. Бесконечный простор для фантазии.
Посетители выставки оценили разнообразие игрушек. И наверняка поняли, что для этого увлечения возраст не важен.
Опубликовано: Мурманский вестник от 07.11.2024
Андреева Екатерина