Столичные артисты провели в Мурманске два дня. За это короткое время они успели погулять по городу, показать две свои легендарные постановки для взрослого зрителя: «Необыкновенный концерт» и «Божественную комедию». Однако гости не обошли вниманием и юную аудиторию. В стенах областного театра кукол они презентовали иллюстрированную книгу «Волшебные часы», которую создали и выпустили для мальчишек и девчонок, имеющих проблемы со зрением.
Из зрителей в артистыСамую приятную часть встречи - вручение подарков - решено было перенести на попозже. А вначале юных северян ждало знакомство с миром театра кукол в формате трогательной экскурсии. Она и правда была трогательной, причем во всех смыслах. Во-первых, ребята все трогали - это основное условие экскурсии: и шарики, которые превращались в головы персонажей, и заготовки для кукол. Во-вторых, узнали историю возникновения легендарного театра, историю первого Тяпы. В-третьих, они не просто слушали информацию, а сами разыгрывали сценки, надевая кукол на руки.
- Меня зовут Людмила. Я худощавого телосложения, среднего роста, у меня темные недлинные волосы. На мне темные кофта и брюки, а также рыжий кардиган. Если интересно, у меня курносый нос и серые глаза, - представилась гостям актриса, экскурсовод музея театра, тифлокомментатор высшей категории Людмила Лабозина. - На кардигане значок: раскрытая ладонь пальцами вверх, на указательный надет шарик. Так выглядит эмблема театра Образцова, которому уже 93 года. Сергей Владимирович обожал кукол, собирал их по всему миру, и сейчас в музее хранится около семи тысяч театральных кукол. Сергей Образцов поначалу выступал на улицах, на концертах. Он прятался за ширмой, пел песню и иллюстрировал сюжет с помощью кукол, которых сделал сам. Его самого не было видно. И сейчас на сцене заметны только куклы и декорации: сама одежда сцены - кулисы и падуга, это полоса ткани, подвешенная сверху, - черного цвета, артисты в черной одежде, их лица закрывает черная сеточка.
Экскурсовод рассказала ребятам об одном из первых номеров Сергея Образцова - «Он и Она». И предложила самим попробовать себя в роли артистов:
- Возьмите каждый по два шарика. На них нарисованы лица. Наденьте шарики на указательные пальцы, три оставьте вверху, а мизинец и безымянный прижмите к ладошкам. Заметили, что получилось два человечка? Выберите, кто мальчик, а кто девочка. Допустим, Он поет: «Ах, зачем я тебе ничего не сказал..» - и пальчиками охватите шарик, как будто герой песни схватился за голову. А можно показать другую сценку: шарики касаются друг друга, и пальцами одной руки трогаем пальцы другой, будто гладим друг друга.
И ребята, и сопровождавшие их взрослые с интересом и восторгом разыграли несколько сценок и с некоторым сожалением вернули шарики обратно. Но огорчение их было недолгим.
Самый старый ребенок- Таким же образом управляется перчаточная кукла, - продолжила Людмила. - Она называется так потому, что мы надеваем ее на руку, как перчатку. Но прежде, чем вы попробуете этот вид кукол, расскажу, как они рождаются. Сначала художник готовит эскиз, это такой рисунок. По нему в мастерских лепят лицо. Вы все наверняка лепили из пластилина, а мы используем более плотный материал, который хорошо держит форму, - скульптурную массу. Лицо куклы окунают в гипс, как в жидкую сметану, он застывает - и получается отпечаток лица. Мы называем его гипсовый слепок. Вот так он выглядит, передавайте друг другу, потрогайте носик, ротик, глазки. В эту форму потом выкладывают папье-маше. А оно, как вы знаете, легкое. Задача художника - помочь артисту, чтобы кукла была максимально легкой. Ну а затем настает черед изготовления тела куклы.
Одной из первых и самой любимой перчаточной куклой Сергея Образцова стал младенчик Тяпа. У него большой высокий лоб, голубые глаза, приоткрытый рот и пухлые щечки, ладошки из ткани, а тело - простой белый халат.
Образцов создал Тяпу в 1928 году и больше с ним не расставался. Он называл его «самым старым живым ребенком в мире» и сделал с ним множество эстрадных номеров. Само имя Тяпа придумал композитор Модест Мусоргский, а Образцов создал его образ. В своей книге «Моя профессия» именитый кукольник писал: «В марте я сделал новый номер - «Колыбельную песню» Мусоргского. Я пою эту песню перед ширмой с ребенком Тяпой на руках… Расхаживая по сцене, я укачиваю Тяпу, кормлю его, шлепаю, когда балуется… Я люблю этот номер, люблю за то, что публика сидит очень тихо, даже тогда, когда заснувший Тяпа, из которого вынута моя кисть, лежит на руках обыкновенной тряпочкой».
- Положите куклу на сгиб руки, на локоточек, и укладывайте ее спать, - сказала экскурсовод, раздав «братьев» Тяпы ребятам. - Кукле можно давать соску, для этого и сделан приоткрытый ротик. Но соску Тяпа обычно выплевывает и хватает палец артиста. Как здорово у вас получается! Вы прирожденные артисты.
- А где тот самый Тяпа, с которым выступал Образцов? Здесь или у вас в музее? - поинтересовались мальчишки.
- Первый Тяпа живет в Германии, - ответила Людмила. - В 1945 году Сергей Владимирович с другими артистами поехал в Потсдам, пригород Берлина, где проходила встреча лидеров «Большой тройки». После одного концерта к нему через переводчика обратился пожилой берлинец. Он сам воевал, его сын получил серьезное ранение, а на днях погибла невестка. На руках у старика осталась четырехлетняя внучка Грета. Она ужасно переживала, не хотела ни есть, ни пить. Немец попросил Образцова как-нибудь помочь. И Сергей Владимирович взял чемодан с куклами, пошел в подвал, где люди прятались от обстрелов. Там была девочка, накрытая с головой пледом. Артист надел куклу на руку и стал играть. Грета заинтересовалась, выглянула из-под пледа, а потом и вовсе начала подпевать. Тогда Образцов снял с руки куклу и надел ей. И ушел.
Спустя 40 лет Образцов был с гастролями в Берлине, к нему подошла женщина с букетом цветов и сказала: «Вы помните меня? Это я, та самая Грета. Девочка, которой вы спасли жизнь. Мой Тяпа теперь укладывает спать моих внуков».
После Тяпы настал черед других кукол - Лисички, Курочки, Петрушки, Ежика, Собачки. Ребята настолько вошли во вкус и влились в роли артистов, что уже сели за стулья и поверх спинок разыграли настоящие мини-спектакли. Вот Собачка собирает грибы, а рядом и вовсе кипят нешуточные страсти: Лисица хочет съесть Курочку, но той на помощь приходит Петрушка и своим длинным носом отбивает жертву от хищника.
Без барьеровПосле было знакомство с реквизитом и марионеточными куклами. И вот настало время вручения подарков. Все ребята получили иллюстрированную книгу «Волшебные часы».
- На обложке мы видим знаменитые образцовские часы, - рассказала сотрудник театра Рида Буранова. - Книга представлена в двух форматах. В первом опубликованы стихи Андрея Усачева, иллюстрации к которым подготовил художник нашего театра Виктор Никоненко. Слова в этой книге напечатаны шрифтом Брайля. Во втором варианте также можно увидеть рисунки Виктора, а текст - это стихи, созданные артистами театра, они напечатаны обычным шрифтом. Главными персонажами этой книги стали герои часов театра Образцова.
Книга «Волшебные часы» издана при поддержке Фонда содействия социальному и культурному развитию Москвы и программы «Особый взгляд». Представители театра затрудняются назвать ее точный тираж, говорят, что выпущено очень много экземпляров. Оно и понятно, ведь творческий коллектив презентует и дарит ее не только у себя дома, но и на гастролях: в Барнауле, Уфе, Новосибирске, Петрозаводске. А теперь и в Мурманске. После презентации экземпляры «Волшебных часов» были переданы в фонды специальной библиотеки для слепых и слабовидящих, в школу-интернат и в театр кукол.
- Театр имени Образцова делает большое количество проектов для расширения аудитории, - продолжила Рида Буранова. - Мы хотим, чтобы мир театра кукол был доступен всем, вне зависимости от физических возможностей, чтобы не было абсолютно никаких барьеров. Таким образом мы следуем словам Сергея Владимировича: показываем миру кукол, а куклы показывают нам мир.
Опубликовано: Мурманский вестник от 13.11.2024
Андреева Екатерина