Кинозрители старшего поколения наверняка или видели фильм «Чучело» Ролана Быкова с Кристиной Орбакайте и Юрием Никулиным, или по крайней мере слышали о нем. И вот спустя сорок лет в Москве и Тарусе, Московской и Калужской областях режиссеры Илья Хотиненко и Владимир Карабанов работают над новой экранизацией одноименной повести Владимира Железникова.
Напомним: повесть «Чучело» посвящена подростковой жестокости, поднимает и поныне актуальную тему буллинга, или, проще, травли со стороны одноклассников. Однако новый фильм - это не просто экранизация давней повести, а кино о нынешнем времени. Ведь многое за прошедшие сорок лет стало иным: и страна в целом, и повседневная наша жизнь: компьютеры, Интернет, гаджеты, соцсети - всего этого в те давние годы не было и в помине. Но главная драматическая канва останется неизменной: рассказ о первой подростковой любви, которая однажды превращается в историю предательства. И главная героиня Аня, влюбленная в одноклассника и взявшая на себя его вину, становится объектом травли.
В фильме снимаются опытные Кирилл Кяро и Кристина Асмус, но на первых ролях в нем - юные актеры Мария Симонова, Максим Карушев, Марфа Просвирникова и Даяна Гудз.
В новых реалияхКак уже сказано, сюжет фильма знаком многим взрослым, но он будет понятен и современным подросткам. Создатели не боятся, что их работу станут сравнивать с советской кинолентой.
- Я знаю: нас будут критиковать за то, что мы трогаем советское кино, - говорит режиссер Илья Хотиненко. - Но считаю, что переснимать фильмы - это нормальная живая практика. Старые истории нужно освежать. Наше «Чучело» - не ремейк, мы, скорее, синхронизировали давнюю историю с современностью. Тема травли, поднятая в фильме, вечная: буллинг всегда был и будет. И говорить об этом важно. Раньше подростки собирались во дворе, а сейчас они общаются онлайн. Современные коммуникации - это просто новая форма старых явлений. При этом травля осталась травлей, просто переместилась в цифровое пространство.
Проблема отбораФильмы с участием большого количества подростков требуют особого подхода к кастингу. Иначе не раскрыть личность потенциального юного исполнителя роли, его способностей.
- Кастинг был долгим и кропотливым, проходил он на «Мосфильме». Среди многих ребят мы отобрали наших актеров, - рассказывает один из продюсеров фильма Елена Гликман. - Некоторые уже имели большой опыт съемок - как, например, исполнители главных ролей Маша Симонова и Максим Карушев, Марфа Просвирникова и Даяна Гудз. Кастинг проходил и среди школьников Тарусы, на месте сьемок. В результате сложился живой и многоликий образ класса.
Кристина Асмус в шкуре «Чучела»Мир взрослых в фильме сведен до минимума, но он играет значимую роль.
- В повести Владимира Железникова важным героем был дедушка, но в нашем фильме его нет, - продолжает продюсер Елена Гликман. - Мы не хотели никого искать, кто бы напоминал или не напоминал Юрия Никулина: его образ настолько мощный и уникальный, что сравнения в любом случае не пошли бы нам на пользу и отвлекали бы от сути фильма. У нашей главной героини есть папа. Мама далеко (живет в другой стране), и воспитанием Ани занимается именно отец. Он - реставратор средневекового оружия, знаток истории и рыцарского кодекса чести. Папу сыграл замечательный Кирилл Кяро.
Кирилл Кяро согласился на съемки в этом проекте без колебаний.
- В фильме много есть сцен, которые происходят онлайн, - рассказывает он. - То есть ребята живут полноценной жизнью не только в реальности. Это интересно для меня не только как для отца, но и как для человека, который принадлежит другой эпохе. Мне хочется лучше понимать современный мир социальных сетей.
Кристина Асмус играет молодую учительницу Валентину Петровну Чайкину, которая стремится наладить неформальный контакт со своими учениками. Ребята называют ее Чайка. Она любит свою работу и воплощает забавный, нестандартный образ учительницы в экстравагантных костюмах. Режиссер придумал интересный ход: в реальной жизни героиня Асмус одевается, будто только что вышла из мюзикла, а в своих фантазиях носит строгий костюм. Это подчеркивает ее двойственность: настоящую учительскую сущность и театральную эксцентричность в жизни.
- Я себя много лет ассоциировала с героиней фильма «Чучело», - признается Кристина Асмус. - Много лет этим Чучелом была я… Несмотря на то, что это драма, она не будет рассказана жестоким языком.
В Тарусе и не толькоОсновными местами съемок стали школы, павильоны «Мосфильма», яблоневый сад в Коломенском, дома и улицы в Тарусе, Боровске, Малаховке и Истре.
- Владимир Железников писал свою повесть в Тарусе, и мы решили изучить этот городок как возможное место для съемок, - говорит один из продюсеров Михаил Дегтярь. - Приехав туда, сразу влюбились в него. Таруса очень живописна и является центром притяжения для многих творческих людей.
В фильме органично переплетаются обыденная реальность, мир социальных сетей и мюзикл. Съемки на натуре перемежаются с павильонными, с использованием компьютерной графики и анимации. Специально для этой картины в первом павильоне «Мосфильма» была построена необычная декорация, в которой воплотилась идея творческой команды - создать уникальную среду, где каждый герой находится сразу в двух реальностях: у себя дома и одновременно в общем пространстве Интернета. Для реализации этой идеи были созданы декорации в виде «ромашки»: восемь комнат, расходящихся лепестками из центра, где стоит камера.
Подарок авторуВ 2025 году исполнится 100 лет со дня рождения автора «Чучела» Владимира Железникова. И современный фильм планируют выпустить в прокат к этой дате. Продюсеры надеются, что картина привлечет и подростков, и их родителей, вызовет обсуждения и споры и сделает наш мир немного добрее.
- Мы убеждены, что современному зрителю нужно новое «Чучело», - говорит продюсер Елена Гликман. - Преподавая в институте, я знаю, что многие первокурсники, вчерашние школьники, не смотрели и не слышали о советском фильме «Чучело», тем более не читали повесть. При этом практически все сталкивались с буллингом в школе. Проблема травли была актуальна в прошлом, актуальна и сейчас и, вероятно, будет актуальна всегда. Я считаю, что о таких важных темах нужно говорить снова и снова.
Опубликовано: Мурманский вестник от 14.08.2024
Валерия ХВАЩЕВСКАЯ (ИА «Столица»)