Как аэродром превратить в сцену

Как аэродром превратить в сцену - http://www.mvestnik.ru/
Как аэродром превратить в сцену - http://www.mvestnik.ru/
«Молодая хозяйка Нискавуори». - http://www.mvestnik.ru/
Фото: www.mvestnik.ru
Главный художник Наталья Авдеева приоткрыла секреты профессии

Текст: Андреева Екатерина

Фото: Сергей Ещенко и Юрий Левин «...Будем жить как боги?..»

На ее рабочем столе инструменты: карандаши, блокноты, кисти в стакане. И нет привычных для многих из нас компьютера или планшета. Как выяснилось, Наталье Авдеевой эти современные девайсы не требуются, она делает эскизы от руки. Наталья Иннокентиевна - главный художник Мурманского областного драматического театра.

- Почему ваш выбор пал именно на эту профессию?

- Я училась в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина (сегодня это Академия художеств) после художественной школы при нем же. Подала заявление на факультет живописи, а подруга Ольга - в мастерскую театрально-декоративной живописи. И потом я стала жутко ей завидовать, - с улыбкой рассказала заслуженный работник культуры РФ Наталья Авдеева. - Подруга оказалась в мастерской одна, к ней персонально приходили преподаватели, театральные режиссеры и художники. И на втором курсе я написала заявление о переводе в ту же мастерскую. Мы получили классическое образование, нас учили рисовать. Но еще Лев Гительман рассказывал нам об истории театра, Киреева - об истории костюма. Практику проходили в Большом драматическом театре имени Горького. Кроме того, ежегодно готовили эскизы на бумаге к двум постановкам, а на пятом курсе создавали макеты.

- А по какому произведению вы защищали диплом?

- Это был «Фома Гордеев» Максима Горького. Я подготовила 12 эскизов форматом метр на 50 сантиметров. Помню, на защите так волновалась, что не могла и слова произнести, хотя текст был написан на бумаге. Мне тогда сказали, что рисовать у меня получается лучше, чем говорить. Но оценку отлично я получила. Потом, через годы, посмотрела эти эскизы. Честно скажу, бредятина: в театре такого не может быть, ведь по моей задумке в постановке было 12 мест действия. По сути, это иллюстрации к произведению.

- С чего начиналась ваша карьера театрального художника?

- Я не попала в распределение и осталась в Ленинграде. А подруга Ольга поехала в Свердловск, работала в ТЮЗе. Мы переписывались, и я загорелась тоже работать в театре, о чем и написала ей. Приятельница сказала, что в Златоусте театр переехал в новое здание, там новый главный режиссер, Эдик Симонян. Меня туда пригласили... Уже стоя у дверей театра, я не решалась войти часа три. Потом выдохнула и открыла их. По первым ощущениям там была не сцена, а аэродром: длина 12 метров, высота - 6, глубина - 24! Но ничего, приспособилась. Бутафоров и декораторов не было, поэтому первый год сама рисовала задники. В Златоусте проработала три с половиной года, после чего переехала в Казань, стала главным художником театра юного зрителя. Пригласил меня режиссер Феликс Григорьян.

- Он ведь и в Мурманске работал...

- Да, но много позже. Оглядываясь на прошлое, могу сказать, что Феликс Григорьевич учил меня театру. Мы с ним очень плодотворно работали и в Казани, и в Томске, где я служила десять лет в драматическом театре под его же руководством. Затем был Архангельск, куда поехала по приглашению Симоняна ставить «Лес» Островского, а осталась на пять лет. Там тоже была огромная сцена, зрительный зал на 1400 мест. Балконы срезаны, здание покрашено серой корабельной краской, иллюминаторы... Вот только зритель, честно говоря, ходил в театр неохотно, как правило, большая часть кресел пустовала... Затем была передышка, вернулась в Питер и жила там до 1993 года. Ездила с Симоняном в Комсомольск-на-Амуре, тот же Архангельск. Потом был Санкт-Петербургский государственный интерьерный театр, где запомнилась работа с пространством. Так, один спектакль мы ставили на лестнице, другой - в Юсуповском дворце. Но не прошло и года, как вновь нарисовался Феликс Григорьян и сказал: «Мурманск». Долго не думала - собралась. Мы вместе приехали сюда, но в 1996 году он уволился, а я осталась. Прежде думала, что десять лет, проведенные в Томске, - максимум, который могу проработать в одном театре. Ан нет. В августе будет 25 лет, как я служу за полярным кругом.

- Как строится ваш рабочий процесс?

- Очень по-разному. Бывает внезапное озарение, и картина спектакля рождается сразу. Но чаще это довольно длительный и непростой поиск. Не один макет сделаешь, не раз перепишешь эскизы, пока найдешь решение. Помню, ставили «Волки и овцы». Весна, в Мурманске жуткая погода: холодно, дождь, горячей воды нет. Сделала сначала один вариант оформления на бумаге, потом второй. Мне не нравится, Феликсу не нравится. Но тут настало время отпуска. Вернулась отдохнувшая, посмотрела на свои работы - полная мура! Все переделала, и в результате получился, на мой взгляд, один из лучших, с точки зрения оформления, спектаклей.

- Вы делаете эскизы от руки. Вам так проще, привычнее?

- Я так работаю всю жизнь. Может быть, придется осваивать компьютерные программы - молодые художники с ними работают. Любую информацию можно получить при помощи техники. Раньше было по-другому. Я, например, при любой возможности ходила в музеи: Эрмитаж, Третьяковку, Русский. Срисовывала с картин костюмы, предметы декора, чтобы использовать потом в работе. Постоянно посещала библиотеки, читала соответствующую литературу... Нам еще в институте говорили, что все зависит от твоего «я», от того, чем ты наполнен. Что выберешь из своего багажа, из того и получится твой образ. И потому багаж нужно было постоянно пополнять... А сейчас все сведения можно получить, нажав пару раз на мышку.

Вот такая она, работа театрального художника. Непростая, но очень интересная. Декорации, костюмы, бутафория, свет - все во власти художника, создающего - естественно, в сотворчестве с режиссером - образный мир спектакля. По сути, они соавторы, ведь зритель видит на сцене то, что впервые увидит внутренним взором художник.

Наталья Авдеева - из тех редких сегодня мастеров, которые досконально знают свое театрально-декорационное дело. И щедро делится опытом с более молодыми коллегами.

В ее послужном списке 200 с лишним спектаклей, более половины из них созданы в Мурманском областном драматическом театре. Одной из последних работ стала постановка «...Будем жить как боги?..» Юрия Полякова. Впрочем, нет, слово «последних» тут неуместно. Да, вчера ее поздравили с юбилеем, 75 лет - возраст солидный. Но и запас энергии, фантазии, желания отдавать отнюдь не исчерпан. Так что северяне наверняка еще не раз встретятся на сцене с творчеством Натальи Авдеевой. Рано складывать кисти.

Опубликовано: Мурманский вестник от 23.01.2018

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
 
По теме
Прежде чем сделать их частью экспозиции, над артиллерийскими орудиями береговой обороны и фрагментами башни танка времен Великой отечественной войны поработают специалисты.
Апатитским городским судом вынесен приговор в отношении ранее судимого жителя города Апатиты, 1995 года рождения, обвиняемого в совершении двух особо тяжких преступлений против здоровья населения и общественной нравственности,
Прокуратура Мурманской области
Североморцы на байк-шоу мотоклуба "Ночные Волки" - Североморские вести Волки разрушили Вавилон и победили фашистов. 8 августа мотоклуб «Ночные Волки» представил зрителям в Севастополе собственное байк-шоу «Крах Вавилона», в роли которого предстал третий Рейх.
Североморские вести