Только не говорите, что ни разу не видели ни одной серии «6 кадров»! Коротеньких юмористических историй отсняли такое количество, что и сейчас, спустя десять лет, можно увидеть новые эпизоды. Через все эти сюжеты прошли две актрисы. С одной из них - Галиной Даниловой - мы познакомимся поближе. Добавим только, что кроме «6 кадров» в ее творческой биографии - и «Кадетство», и «Шаг за шагом», и «Папины дочки», и «Елки», и еще много фильмов и театральных ролей.
«Я сыграла все что можно»- Галина, «6 кадров» помнят, любят и до сих пор с удовольствием смотрят и пересматривают зрители. А что они значат для вас?
- Этот проект, мне кажется, родился и сложился где-то на небесах, когда все сошлось и получилось. Он один из самых значимых в моей биографии. Девять лет моей жизни, за которые многое поменялось, повернулось по-другому и для меня, и для моей семьи. А какая у нас команда! Прошло десять лет, а мы вместе отмечаем праздники, все проблемки решаем вместе.
- И работаете тоже вместе…
- Конечно! Несколько лет играли спектакль «Ворожея», в котором были заняты я, Ириша Медведева, Сережа Дорогов и Андрей Кайков, а поставил спектакль Эдуард Радзюкевич, пятый наш.
- Не стану спрашивать, сколько было снято скетчей.
- А я и не скажу… (Улыбается.) И не скажу, что помню, когда и где снимали. И не скажу, сколько было героинь: я сыграла все что можно - начиная от уборщицы и заканчивая Екатериной Великой, во всех пластах социума и эпох! Блондинки и брюнетки, красотки и дурнушки, домохозяйки и бизнес-леди, хитрюшки и простушки, умные и глупышки - там все сыграно!
- Это действительно актерская удача. А насколько сложно сниматься в таких маленьких историях, где за минуту - и завязка, и интрига, и развязка?
- Жанр невероятно трудный: чуть перегнул палочку - уже не смешно, а пошло, чуть недогнул - зритель изюминки не увидит, не улыбнется даже. На мой взгляд, это один из самых сложных жанров, но самый любимый! (Смеется.) Честно скажу, в конце мы называли себя однодублевыми актерами: настолько были сыграны, что главное - правильно выставить кадр, поставить свет, расставить камеры. Что касается актерской игры - мы все делали с одного дубля.
- А как же Станиславский: работа над образом?
- Актеры - люди внимательные: мы «считываем», запоминаем тех, кого встречаем по жизни. Наш глаз выхватывает интересных персонажей - с их привычками, повадками, характером, говорком - например, картавостью интересной какой-то. Я к тому, что, когда за пару дней до съемок получала сценарий, уже понимала, как буду выглядеть, какие черты будут у моей героини, какая прическа или парик, в чем она одета будет. Из этих частей образ составляется очень быстро.
Между Гертрудой и Бабой-ягой- Наверняка, когда в афише ваши имена, зритель готовится к комедии.
- В каждой шутке есть смысл, и он совсем не про посмеяться. «Ворожея» - комедия, но в финале герой Андрея Кайкова говорил: «Да что мы в России, к несчастьям не привыкшие, что ли? Ни один эликсир не принесет нам столько несчастий, сколько мы себе вытворяем. Мы такое каждый день едим и таким дышим, что еще неизвестно: может, эти термиты пользу оказывать будут?!»
- Оптимистично, хоть и трагично.
- А это всегда рядом. Сейчас мы с Эдиком Радзюкевичем играем спектакль «Опасный холостяк». В зале люди и смеются, и плачут, и думают одновременно. Не было ни одной постановки, когда я в финале ухожу со сцены, а мне или Эдику вдогонку кто-нибудь не крикнул бы: «Останови ее!», «Будь же ты мужиком!», «Ну ты, мужик, попал!» и так далее. Но в основном: «Не уходи, остановись!» Зрители настолько погружаются в сюжет и в нас, что у них - спонтанный, искренний - из души вырывается крик! Конечно, помимо Бабы-яги я хочу сыграть и Гертруду в «Гамлете»! (Смеется.)
- Даже не знаю, какой образ меня заинтриговал больше!
- Я чувствую Гертруду - не оправдываю, но понимаю, почему она вышла замуж за убийцу своего мужа. Но если мне не удастся ее сыграть, то…
- Сыграете Бабу-ягу? Почему она у вас в одном ряду со столь трагическим и неординарным персонажем?
- Они с Гертрудой совершенно разные, и это интересно. Мне кажется, дело не в том, кого ты играешь, а какие эмоции вызывает у зрителя исполнение той или иной роли. И вызывает ли? Считаю, весь смысл актерской профессии в этом. Мне хочется, чтобы зрители, после того как посмотрят спектакль, фильм, скетч-шоу, менялись внутри, в душе. Чтобы им становилось лучше. Чтобы они становились счастливее. Главное, чтобы после просмотра не оставались, как у нас говорят, «пустыми»!
Охота на леопарда- Ваша героиня в проекте «Призрачное счастье» - возможно, наивная, добрая, заботливая, преданная - но решительная, бросается на амбразуру, спасая своих близких. И уж точно не смешная.
- Да, Тамаре тяжело. Она проходит и через принятие, и прощение. А какой глубокий Радзюкевич! А Дорогов! В театре-то ребята не только комедии играют. Сейчас в театре Российской Армии, где служит Андрей Кайков, ставят «Мастера и Маргариту», и Андрей будет играть Левия Матвея. Ходите в театр, смотрите, насколько могут быть серьезны и драматичны актеры из скетчей.
- Что ж вы про других?!
- У меня скоро премьера на телеканале «Россия»: фильм «Выдать маму замуж». Там тоже роль серьезная, совсем не комическая. И в проекте «Жвачка» - небольшая роль, но серьезная.
- Часто актрисы говорят, что им в профессии повезло: они на работе могут примерить на себя множество образов. А чего нельзя делать актрисе?
- Актриса не может позволить себе менять свой внешний вид. Поскольку, когда приглашают на кастинг и утверждают на какую-то роль, режиссер и продюсер имеют в виду вполне конкретный типаж, чисто визуально представляют актрису-героиню в таком виде. И особенно нельзя менять во время съемок - если нет на то воли режиссера. Мы недавно снимали один проект, и я постоянно следила за маникюром, подгоняла цвет, длину и форму в течение двух месяцев. Потому что есть монтаж, склейки, и не может актриса брать стакан со стола с розовыми ногтями, а ставить с красными. Я одно время очень хотела сделать татушки. Но не могу себе такое позволить ни на одной части тела: сегодня она прикрыта, а завтра в кадре откроется какой-нибудь мой леопард (Смеется.)
Бабушки такими не бывают- Вы отказались от роли Тамары в «Папиных дочках». Почему?
- Я прошла кастинг, и даже отсняли пилотную серию со мной, а потом в параллель запустился еще один проект канала СТС: «Шаг за шагом». И там мне предложили главную роль мамы семейства. С Алексеем Маклаковым мы были родителями в совокупности шестерых детей.
- Но и в «Дочках» вы все же сыграли!
- Меня потом позвал Александр Жигалкин (режиссер сериала «Папины дочки». - Прим. авт. ) - кстати, тоже снимавшийся в «6 кадрах», - на роль мамы Ильи Полежайкина. Мне, как и Лизе Арзамасовой, заплетали косички, и мы были похожи в кадре.
- Это не единственная мама в вашей фильмографии. И они близки вам по возрасту. В любимом многими советском фильме героиня говорила: «В 40 лет жизнь только начинается». А может ли она начаться в 55?
- Моя позиция такова, что жизнь - она с рождения идет. И каждый ее новый момент - это каждый раз начало. Так что все может начаться в 20, 30, 40, 80… Старость и все ей сопутствующее к человеку приходит, когда он этого захочет. Если человек не хочет ощущать себя старым, дряхлым, то он и не будет стареть. Если ведет нормальный образ жизни, не позволяет себе сильных расслаблений, которые приводят к нехорошим последствиям, следит за питанием, занимается спортом, читает книги, то проблем возраста для него нет. Все зависит от нашего разума, от наших мозгов. Меня, например, внучки не называют бабушкой.
- Это ваше требование?
- Абсолютно нет! Старшая Есения, ей 10 лет, меня зовет «папина мама». Они в поезде ехали ко мне в гости. И люди в вагоне с ней общались : «Ой, такая хорошенькая! А куда едешь?» - «К папиной маме!» - «К бабушке?» - «Нет, вы не поняли! К папиной маме: она его родила, а состариться не успела!» Это логика ребенка, а устами младенца - ну, вы знаете. (Улыбается.) А младшая - Варюша, ей пять лет - меня зовет «баба-тетя».
- А она почему?
- Когда я приехала в Самару знакомиться с ней вживую, она только начинала говорить. Ей сказали: «Смотри, это твоя вторая бабушка». Она на меня посмотрела: «Нет, это тетя!» Развернулась и ушла. Моя мама, которая живет рядом с семьей сына, боялась, что я обижусь: ведь тетя - это что-то чужое. А у Вари в головушке я с бабушкой не ассоциируюсь, бабушка - это моя мама. Ребенок не понимает, как у бабушки может быть такой красивый маникюр, как она может ходить в таких нарядах, коротких юбках, ездить с ними на велосипеде, танцевать до упада, да и много чего, что с бабушкой совсем не вяжется! (Смеется.) Но на ребенка все надавили, и она стала называть «баба-тетя». А мне-то все равно! На мой взгляд, старуха и бабушка - очень разные вещи: старуха - состояние души, а бабушка - это статус. Мне бы, может, было по кайфу называться бабушкой - но не зовут! (Смеется.) Вся надежда на детей дочки.
Дети двух эпох- У ваших детей достаточно большая разница в возрасте. Сына Никиту вы родили в 20, а Ульяну - в 30 с хвостиком. Есть ли разница для вас как для матери?
- Колоссальная! Наше поколение застало не только два разных столетия, но и две разные эпохи, разные страны. Никиту я рожала в СССР, а Ульяшу - в России. Медицина поменялась, да все поменялось.
- Памперсы появились!
- Да-а-а! Для Никиты мне мама и бабушка шили треугольные марлевые подгузники, терли хозяйственное мыло вместо порошка, а свекровь из Бельгии привезла резиновые трусы.
- А разница в возрасте?
- Они сейчас очень дружны! У них нет большого разногласия в том, какую музыку слушать, какие книги читать - они же мои детки, и какие-то вещи прививались им с рождения одинаковые. Ульяша всегда была для Никитоса маленькой прекрасной девочкой, которую надо было защищать и давать мудрые советы. Были периоды, когда мы жили втроем, и я, уезжая на гастроли, оставляла на Никиту маленькую Улю, и он за ней следил, кормил, врача вызывал, даже по часам давал лекарства. Ему было 20, ей - восемь.
- Если не секрет, чем сейчас ребята занимаются?
- Они уже давно взрослые, живут своими семьями. Никита по образованию актер. Он, как и я, окончил Казанское театральное училище. Но сейчас занимается компьютерами, потому что мужчина и не хочет больше ни от кого зависеть - пытается зарабатывать сам. Доченька полгода, даже меньше, отучилась на театральном факультете - и пришла ко мне в слезах: «Знаю, подвожу тебя, мамочка, но я не хочу заниматься этой профессией - я не такая сильная, как ты!» А что плакать-то? Я с детства знала, что у нее очень точное ощущение цвета и она хорошо рисует. Ульяна стала ведущим визажистом в одной из известных компаний, преподает там. И еще я решила, что у меня должен быть личный гример. С нового сезона к спектаклям меня будет готовить Ульяша, это очень удобно. Хочу еще, чтобы и в кино она работала со мной. (Улыбается.)
- Что вас может огорчить?
- Да мало что. Меня огорчает, когда я разочаровываюсь в людях. Еще - недуги близких людей. А в целом я считаю, все, что в жизни происходит, - это план, мой или чей-то, чтобы пройти определенный опыт. Так ведут меня мои ангелы, чтобы я что-то могла понять.
Светлана Марголис. ИА «Столица».
Опубликовано: Мурманский вестник от 18.07.2024