Что такое «эхо-вариант»? В шахматах этим термином называют развилку из нескольких вариантов. В каждом из них есть ход, который, будучи ошибочным в одном варианте, выигрывает в другом. В кино такое тоже бывает, хотя, как правило, и не в столь чистом виде.
Недавно мы говорили о нашем сериале «Амура» (18+), действие которого происходило в среде японской мафии, якудза. Лента занимательная, хотя и забавная, этакий «суши-триллер».
И тут как тут - еще одно в таком же виде: сериал «Подобный дракону: якудза» (18+).
Внешне - не подкопаешься. И снято в Японии, и актеры японские, и затейливых татуировок полно, и пальцы отрубают только так. Но, как говорится, есть тонкости. Снято - на американские деньги по мотивам компьютерной игры. Поэтому, хотя драматургическая структура довольно сложная (действие происходит в двух временных пластах, разделенных десятью годами, и переход с одного на другой происходит мгновенно. Кстати, в «Амуре» флешбэки были организованы похоже), сам сюжет - сумма миссий, выполняемых героем, чтобы «прокачаться». И на развитие образа создатели сериала особого внимания не обращают.
Встречен сериал критикой был довольно прохладно, но, если не придираться, вполне себе. Хотя в глубине своей, как видим - вампука вампукой.
Наоборот, английский сериал «Дорогуша» (18+, так на русский перевели английское sweetpea, «душистый горошек») критика встретила очень доброжелательно. Похвалы - заслуженные, хотя и не совсем за то, за что следовало бы. Чтобы понять, вспомним наш прошлогодний сериал «Ира» (18+). И в «Дорогуше», и в «Ире» похожие героини. Обе работают в офисе, обеим наскучила работа, обе не любят свое окружение… и вот здесь начинается различие. Наша Ира к людям относится с иронией, иногда с прохладцей, но с пониманием - ведь и сама не без греха. А вот Дорогуша людей просто ненавидит - а себя, хоть это и незаметно, обожает. Сначала она составляет умозрительный список, кого хочет убить, потом случайно начинает, а потом входит во вкус.
В основе «Дорогуши» - популярный женский роман-эпистолярий по лекалу «Дневника Бриджит Джонс» (18+), пляжное чтиво, маскирующееся под проблемную литературу. Разумеется, с яркой феминистской повесткой. Сценаристы содержание романа передали вполне добросовестно. Но вот режиссер (Элла Джонс, специалистка по сериалам), как и исполнительница главной роли Эмма Пурнелл, к слову, новая любимица Тима Бертона, сыграли в свою игру.
Вообще, зрительский шаблон восприятия - главного героя всегда считать положительным. Поэтому при невнимательном просмотре, особенно с теми смысловыми акцентами, что остались в сериале от книги, и Дорогушу можно счесть хорошей. Но на деле все, о чем повествуется в ленте, мы узнаем от Дорогуши, видим ее глазами, так, как выгодно ей. А не врет ли она нам? Учитывая, что она серийный убийца? В сериале это не раз подчеркивается как средствами режиссуры (здесь много отсылок к классическим лентам Хичкока, в том числе «Психо», 18+), так и игрой Пурнелл.
Центральная лента мурманской киноафиши - биографическая драма «Любовь Советского Союза» (16+). Главная героиня, Галина Коврова, «собрана» из Любови Орловой, Татьяны Окуневской, Валентины Серовой, Лидии Руслановой и некоторых других советских звезд сталинской поры. Почему? Во-первых, чтобы не ссориться ни с наследниками актрис, ни с историками кино. Но, думается, это не главное. Просто сам фильм сделан в стилистике гламура, и на саму эпоху мы глядим через гламурные очки. В итоге получается, что, согласно синопсису, это «история о поколении смелых и красивых, не заставших разрушений революции и хаоса Гражданской войны, мечтавших построить новую жизнь, в которой не будет места смерти, а только невероятной любви, открывающей им путь к великим достижениям и открытиям».
У ленты три режиссера: Дмитрий Иосифов, Илья Лебедев, Никита Высоцкий. В ролях - Ангелина Стречина, Роман Васильев, Игорь Петренко, Александр Устюгов, Алена Бабенко.
Первый вопрос к комедии «Новый год в Березовке» (12+) - почему выходит она не под Новый год? Впрочем, вопрос риторический. Гораздо интереснее аллюзии, ненароком тут и там рассыпанные в фильме. Сюжет - навязший в зубах «Один дома» (0+), только детей двое. И грабят дом не два профессиональных бандита, а обычная семейная пара, для которой преступление - единственный способ избежать полной нищеты. Интересно и то, что грабят они дом кинематографистов, работающих над новым проектом. Всем знакомы обвинения наших «киноделов» в том, что они страшно далеки от народа? Но кому интересно живописать того, кто тебя грабит? Ну и конечно, разруливать приходит отнюдь не местный Анискин, а местный (якобы) смотрящий…
В ролях - Анна Уколова, Алексей Шевченков, Дмитрий Нагиев, Егор Дружинин, и в небольшой роли-камео - Константин Мурзенко (Фашист из «Брата-2», 18+).
Американская комедия «Отец года» (16+) - женское кино с ярко выраженной феминистской повесткой. Жена решила три месяца отдохнуть в реабилитационном центре от тяжелой жизни, а двоих детей свалить на мужа, чьими бизнес-стараниями, собственно, у жены и есть деньги на такие долгие реабилитансы. Конечно, во всем виновен муж - потому что мужчина. И теперь главный герой разбирается со сложившейся ситуацией.
И, как в случае с «Дорогушей», получается игра, которую можно разыгрывать вдвоем. Если главный герой - Майкл Китон, и его персонаж - не распоследний злодей, а самый обычный отец (только зацикленный на работе), все феминистские идеологемы рассыпаются в прах.
Фактически эта лента - специфический эхо-вариант классического «Крамера против Крамера» (16+). Там были иные акценты: отрицательной героиней стала жена, бросившая мужа с сыном. Однако сыграла ее Мэрил Стрип, и персонаж получился куда как неоднозначным.
Американский боевик «Профессионал» (18+) - фильм-анекдот. И не из-за жанра или содержания, а потому, что все боевики с Лайэмом Нисоном в главной роли с некоторых пор смотрятся как анекдоты. Так и хочется спросить: «Дедушка Лайэм, тебе не пора ли отращивать бороду и переходить на роли волшебников в фэнтези и сказках?» Однако дедушка Лайэм почему-то не верит, что ему уже 72, и все так же носится в кадре с разнокалиберными стволами наперевес. Думается, особо останавливаться на сценарии не стоит - главное здесь не сюжет, а Нисон, который и в преклонном возрасте пытается всем задать жару.
Постапокалиптический хоррор «Хищные земли» (16+) - «Тихое место» (18+), вид сбоку. Земля заполнена некими монстрами-людоедами. Часть людей сбежала от них в горы, других, оставшихся, они съели (альпинизм среди монстров почему-то не развит). Но героям ленты сидеть на высоте наскучило, и они решили, как следует вооружившись, спуститься.
Сценарий откровенно дурацкий, но здесь главное - режиссер Джордж Нолфи, известный по ленте «Меняющие реальность» (12+), и исполнители главных ролей - Энтони Маки, Морена Баккарин, Дэнни Бойд-младший: новое поколение звезд марвеловских комикс-блокбастеров. Соответственно, и сам фильм снят скорее для разогрева публики перед чем-то более масштабным, скажем, перед новым «Капитаном Америкой», где Маки сыграет заглавную роль.
…И для тех, кто соскучился по индонезийским хоррорам: «Изгоняющий дьявола: Апокалипсис» (18+). Сценарий в целом умещается в названии, можно лишь добавить, что демон в фильме вселяется во всех подряд, словно в хостел, и всячески стремится уничтожить экзорциста. Попутно, разумеется, достается и остальным окружающим. Картина снята два года назад, отчасти это искупается тем, что на родине она стала лидером проката и получила множество различных призов. Правда, в основном за музыку, монтаж, спецэффекты, грим и операторскую работу.
Мультфильм «Бернард: Миссия Марс» (6+) - очередная китайская анимация про невероятные медвежьи приключения. Китайский зритель, очевидно, жутко фанатеет по медведям, потому многие местные мультфильмы с косолапыми, даже будучи абсолютно оригинальными, выглядят как часть одной бесконечной франшизы. Так и здесь - вроде бы про белых медведей ничего не снимали, но, когда в синопсисе читаешь: «Неудачливый медведь-суперагент Бернард проникает на корабль, летящий на Марс, чтобы стать известным», тут же возникает ощущение дежавю. Ну а болтливый робот G13, ставший случайным партнером Бернарда, - это уже дежавю в квадрате, только из «Звездных войн» (6+).
Гораздо интереснее и оригинальнее другой мультфильм, «Диплодочек и волшебные миры» (6+). Снят он в копродукции Чехии, Словакии и Польши: в советские времена их школа анимации славилась на весь мир, и на этот раз борозды не испортила.
Начало - ужасно традиционное: в мезозойском болоте жил-был необычайно мимимишный диплодочек, то есть динозаврик. Жизнь его была прямо райской, пока все вокруг не стало исчезать.
Дело в том, что диплодочек был нарисованным героем эскиза детского комикса. Пришел художник - и стал стирать нарисованное. Но диплодочек оказался динозавриком не промах, сбежал из рисунка и отправился на поиски своего нового дома.
Опубликовано: Мурманский вестник от 07.11.2024
Алешин Геннадий