Дамы в шляпках клош, платьях с перьями и с длиннющими мундштуками в руках, мужчины в цилиндрах и пальто с меховыми воротниками, китайцы, едва понятно говорящие на русском языке, драконы на стенах и клубы дыма, даже рояль, причем малахитовый... Да мы перенеслись на век назад, в эпоху НЭПа!
«Не хочу воровать»Колоритная атмосфера ждет нас, конечно, не в каждой квартире Мурманска, но на одной площадке точно - в областном драматическом театре. Сегодня на его большой сцене состоится премьера спектакля по пьесе Михаила Булгакова «Зойкина квартира» (18+).
- Есть знаковые постановки, которые присутствуют в репертуаре каждого театра. Вот «Зойкина квартира» - именно такая постановка, - прокомментировала директор театра Светлана Асташенкова. - К пьесе Михаила Булгакова обращаются во все времена. И в нашем театре она ставилась несколько десятков лет назад. Сейчас мы вновь обратились к этому произведению. Это даже можно назвать тенденцией, ведь в последнее время «Зойкину квартиру» ставят на многих подмостках.
В подтверждение просто перечислим некоторые площадки: сразу после написания пьесу поставили не только в Театре имени Вахтангова, но и в Большом драматическом, чуть позже - в Киевском русском драматическом, драмтеатре имени Луначарского в Ростове-на-Дону, Тифлисском рабочем и Крымском государственном драматическом театрах, в Свердловске и Баку. Первая премьера за рубежом состоялась в 1929 году в Латвии, в 1937-м - во Франции. Потом был длительный перерыв, и в 1984-м «Зойкина квартира» появилась в Саратовском академическом театре драмы, спустя год ее поставили во МХАТе имени Горького и снова в Театре имени Вахтангова. Говоря о последних постановках, укажем работу Кирилла Серебренникова в МХТ имени Чехова, Новосибирский театр музыкальной комедии, Свердловский государственный академический театр драмы, Санкт-Петербургский театр «Балтийский дом». И вот настала очередь Мурманска.
- Стараюсь не смотреть чужие спектакли, если мечтаю поставить какую-то пьесу, - сказал художественный руководитель театра Николай Гадомский. - Поскольку знаю, что неосознанно начну воровать. Не хочу этого, хочу сам делать.
Мистика и фокусы - все по БулгаковуСтоит заметить, что погружение в эпоху НЭПа произойдет не только в зрительном зале. Сотрудники театра пригласили музыкантов, которые будут играть джаз в фойе перед началом показа и в антракте. Кроме того, фойе тоже будет оформлено соответствующим образом. Также там организуют фотозону, чтобы у публики была возможность унести домой не только воспоминания и впечатления от увиденного, но и оригинальные снимки.
- Мы стараемся развивать театр в разных направлениях, - пояснила директор театра. - И это связано не только со спектаклями, но и с организацией пространства. Приглашение музыкантов, изменения в интерьере и фотозону хотим сделать традицией для первых показов. Так что это будет тоже своего рода премьерой.
Однако вернемся к постановке. Булгаков написал пьесу специально для Театра имени Вахтангова в 1926 году. Причем изначально она была четырехактной, но после переработки сократилась на один акт, поменялся финал - все из-за цензуры.
- Читал много про первую постановку Алексея Попова. Мы взяли тот вариант, который нравился Михаилу Афанасьевичу, - сказал художественный руководитель. - Булгаков - наш дорогой прекрасный писатель и драматург. И «Зойкина квартира» это доказывает, пьеса полна всевозможных сюжетных поворотов. И поскольку Михаил Афанасьевич мистик, здесь тоже присутствуют начальные нотки «Мастера и Маргариты», «Нехорошей квартиры», много всевозможных фокусов, драматических и лирических моментов. Думаю, мурманский зритель оценит происходящее на сцене.
Некоторые фокусы журналисты увидели на генеральной репетиции. Однако руководство театра просило сохранить интригу, чтобы зрителям было интереснее смотреть. Поэтому приносим извинения нашим читателям, но не расскажем, как артисты воплотили ремарки Булгакова «Зойка появляется из-под земли» или «Китайцы угасают». Придете в театр и увидите эти чудеса сами.
Вообще, мурманские авторы постановки решили не отходить далеко от текста. Если в пьесе указан жанр - трагический фарс, то этот самый трагический фарс они и подготовили. Для тех, кто не знает тонкости, поясним: сначала все было очень здорово и весело, но потом закончилось довольно плохо.
- Михаил Афанасьевич - гениальный драматург. У него и музыкально все четко выстроено, - продолжил Николай Гадомский. - К примеру, указано в ремарках, какая ария или романс звучат в том или ином действии. Это настолько комфортно сопоставляется, что мы не стали уходить от автора, использовали те произведения, что он указал.
Внешний облик актеров и декорации также соответствуют периоду НЭПа. Воплощением этого занимались художник-постановщик Федор Архипов и художник по костюмам Анна Топуридзе.
Одного раза недостаточноВ новом спектакле задействована почти вся труппа. Оно и понятно: в пьесе 24 персонажа. Предусмотрено два состава, поэтому советуем посмотреть оба варианта.
Один из главных героев спектакля - администратор Александр Аметистов. Эту роль играют два Владимира: в одном составе заслуженный артист РФ Равданович, в другом - Владимир Морев.
- Такие роли я иронично называю похудательными, - с улыбкой поделился впечатлениями Владимир Равданович. - Пьеса довольно объемная, активная не только физически (в ней много движений, перемещений, танцевально-музыкальных композиций), но и внутренне очень динамичная. Мой персонаж авантюрного склада, немножко жуликоватый, пройдоха. Чем-то напоминает Остапа Бендера. Вместе с Зоей, двоюродной сестрой, делает в квартире веселые и разнообразные вещи. Очень задорно. Так мне кажется, по крайней мере.
Заинтригованы? Тогда приходите в театр, чтобы вернуться на век назад, окунуться в мистику и посмотреть фокусы. Премьерные показы «Зойкиной квартиры» состоятся 8 и 9 ноября, а также 17 ноября, в рамках международного фестиваля «Арктическая сцена».
Опубликовано: Мурманский вестник от 08.11.2024
Андреева Екатерина