Текст: Алешин Геннадий
Фото: Фото с сайта kinopoisk.ru «Первому игроку приготовиться»«А разве он куда-то уходил?» - удивятся некоторые. В самом деле, Стивен Спилберг, режиссер и продюсер, никуда с кинематографического небосклона не исчезал. Его картины регулярно выходили на мировые экраны, их регулярно замечала - а иногда даже отмечала! - Американская киноакадемия: «Боевой конь», «Линкольн», «Мюнхен», «Секретное досье», «Шпионский мост»… Но ведь Спилберга мы любим не за его достижения на ниве «оскаровских» номинаций, а за его неповторимые блокбастеры, не так ли? А вот с этим у «короля Голливуда» в последние годы сплошные нелады. Последний «настоящий» блокбастер Спилберг снял аж десять лет тому назад, «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», причем по сути это был не оригинальный фильм, а продолжение старой франшизы, начатой еще в 80-е. Когда же Спилберг в XXI веке пытался сделать что-то оригинальное, оно выживало только за счет мирового проката (как «Война миров»), а бывало, и вовсе проваливалось с треском («Большой и добрый великан»).
И вот теперь Спилберг пытается еще раз вернуться в развлекательное кино и вернуть себе славу его корифея с помощью киберпанк-триллера «Первому игроку приготовиться».
Сюжет этой ленты вполне интригующ. 2045 год, создатель суперпопулярной компьютерной игры оставляет завещание, согласно которому все его многомиллиардное состояние перейдет тому, кто найдет спрятанную в игре «пасхалку» - ключ к наследству. На поиски отправляется весь мир, начиная от простых игроков и заканчивая огромными корпорациями, но приз так и не найден…
Одноименный роман Эрнеста Клайна, ставший основой сценария, был в США награжден литературной премией как лучшее произведение для подростков. Но вот получится ли у Спилберга справиться с материалом? Предыдущие его опыты в жанре («Искусственный разум», «Особое мнение») были достаточно неоднозначны и к тому же хронологически относятся к самому началу века. К тому же сценарий к ленте написал Зак Пенн, специализирующийся на комиксах, но не на фантастике. И получится ли у Спилберга сотворить нечто, по популярности сравнимое хотя бы с его же «Парком юрского периода», в этом я сильно сомневаюсь.
Еще один «сомнительный кассовый хит» - отечественная комедия «Каникулы президента». Президент - вымышленный, хотя и российский. Приключения президента в этой ленте - смесь «Римских каникул» и «Ивана Васильевича»: гарант Конституции решает посмотреть реальную жизнь, гримируется, чтобы не узнали, отправляется в Крым, но по дороге его путают с совершенно посторонним россиянином. Для приличной комедии средней руки - вполне сносный сюжет, вот только реализован он совершенно неизвестными в мире кино людьми.
Режиссер «Каникул президента», соавтор сценария и генеральный продюсер Илья Шерстобитов ранее снимал только безрейтинговые короткометражки, замеченные лишь создателями справочных баз данных, и чего ждать от его полнометражного дебюта - один Бог знает. Справедливости ради нужно отметить, что актерский состав подобрался неплохой: помимо Дмитрия Грачева (для которого президент - единственное актерское амплуа) в фильме снимались Евгений Сидихин, Гоша Куценко и Владимир Носик.
Самая необычная новинка недели - фильм ужасов «Не в себе». Необычная, поскольку снята была не на кинокамеру, а на… айфон! Причем сделано это было режиссером картины Стивеном Содербергом вполне сознательно. Несколько лет назад он заявил, что уходит из кино. Однако поскольку, как выяснилось, профессию он бросать не собирался, то и «уход» ограничился тем, что Содерберг стал снимать свои фильмы без кинокамеры. На этот раз его орудием производства впервые в карьере стал мобильник, на который он (также впервые в жизни) снял фильм ужасов. Сюжет - традиционный для современного хоррора: призрак, терроризирующий героиню, причем действие происходит в психиатрической лечебнице. Что до режиссера, то Содерберг, уже за дебютную ленту «Секс, ложь и видео» награжденный «Золотой пальмовой ветвью» Канна, в дополнительных рекомендациях не нуждается.
Еще один типичный хоррор-сюжет (особенно такие фильмы ужасов любят снимать в Испании) воскресает в картине «Я сражаюсь с великанами». В отечественной рекламе говорится, что лента «от продюсеров «Гарри Поттера» - что ж, продюсеры «Гарри Поттера» участвовали в производстве многих картин. В оригинале же говорится просто: «На основе величайшего комикса», который на самом деле никому, кроме создателей ленты, неизвестен.
Вообще «Я сражаюсь с великанами» - очень странная и вместе с тем многообещающая картина. Главная героиня - девочка, единственная, кто может видеть великанов, которые очень злы на людей и собираются мир людей завоевать. Режиссер фильма Андерс Вальтер Хансен ранее полнометражных картин не снимал, однако за свои короткометражки награждался «Оскаром». Сценарист «Я сражаюсь с великанами» Джо Келли - автор того самого «величайшего комикса», помимо этого сочинявший также комиксы о Дедпуле. Звезд в картине нет (за исключением Зои Салданьи, исполняющей роль второго плана), однако бюджет у нее вполне приличный. Критики в основном ленту хвалят, но не как фэнтези, а как психологическую драму о сложностях взросления. Так что смотреть «Я сражаюсь с великанами» лучше всего как модифицированное «Чучело», хотя создатели наверняка держали в голове «Приют» или «Лабиринт Фавна». Что ж, такое в кино тоже бывает - как говорят, все свои жестокие «спагетти-вестерны» Серджио Леоне снимал по комедийным сценариям.
Опубликовано: Мурманский вестник от 29.03.2018