В будущем средней по меркам фантастики паршивости Земля поражена радиацией. Город населением в половину нынешнего Китая раскинулся от современного Бостона до наших же дней Вашингтона и окружён спасающей от излучения стеной. Километровой высоты дома соседствуют со средними хибарками, технический прогресс заявляет о себе изредка и там, где не ждёшь, а общественное благополучие всё чахнет и чахнет под гнётом преступности.
В целях устрашения злодеев город патрулируют копы будущего, совмещающие в себе триединство прокурора, судьи и палача (защитников и присяжных смела радиация). Лучший из них случайно оказывается замурован со стажёркой в небоскрёбе, почти полностью оккупированном преступным кланом. Ну и вот.
Есть такие приятные вещи — хорошие проходные фильмы. Картины, которые не нужно заносить ни в какие личные must_see-списки, премьеры которых не ждёшь, ничего такого. Ленты, за рецензирование которых критики, получающие оплату по количеству слов или символов, даже не садятся. Т.к. нечего там толком писать. Только мелочи всякие да наблюдения сомнительно ироничности.
Например. Сюжет "Дредда" крутится вокруг нового типа наркотика, начавшего заполонять город. Для употребивших его субъективное время замедляется почти до стопкадра, а всё окружающее начинает напоминать клип "Butterfly" группы Crazy Town. Если бы в зале кто-нибудь пошутил про то, что, наверное, да, на горизонте событий чёрных дыр играет рэпкор, я бы с ним подружился. А если бы кто-то сострил на счёт того, что Дредд за весь фильм ни разу не снимает шлем, с упоминанием Безрукова, я б огорчился совсем. Прикол из первого "Шрека" про "прикипел", по-моему, лучше. В общем, когда не о чём писать, пишут о чём-то таком.
Иногда, наоборот, из-за таких не важных картин, подобных не фильмов-событий появляется желание говорить что-то важное и, возможно, пафосное. Например, после "Судьи Дредда" хочется вывалить что-то явно залежавшееся о формате 3D. Во-первых, в слове "Дредд" действительно три "Д". Во-вторых, обсуждаемый формат — очень мощное изобразительное средство. На самом деле. Не проявление юркости маркетологов, которые уже и не знали, чем заманивать зрителей в кинозалы. Не надуманная свистелка от голливудчан, смастерённая с целью вытянуть много-много из карманов доверчивых зрителей. А именно очень, очень мощный художественный инструмент. 3D в "Судье" красивый, на него приятно смотреть. В замедленном режиме, изменённом состоянии сознания наблюдателя (см. описание действия наркотика) и со всеми объёмностями зрителю будут демонстрировать всё самое-самое. Как пуля разносит челюсть правонарушителя, как люди падают сквозь много вертикальных метров, как взрывы отдирают куски тел — такие вещи, которых, вообще говоря, не стоит стесняться.
Ещё рвётся наружу кое-что про арифметику кино. Скажем, первая экранизация "Дредда" (родился персонаж в комиксах) имела бюджетом 90 миллионов лучшей в мире валюты. Постановка спустя 17 лет обходится в 50 точно таких же миллионов. И ещё не ясно, что следует кулькулировать раньше: инфляцию зелёных банкнот или уценку героев комиксов не от Марвела и DC (а Дредд не принадлежит ни одной из контор). В общем, считаем, умножаем, делим на ноль и получаем, что фильм 95-го года — полный фуфел, но в меру культовый, а картина 2012-го хороша, но шансов стать сколь бы то ни было знаковой не имеет ни в каком приближении.
Выглядит новый "Дредд" так, как если бы Слай в 95-м не просто снялся в сомнительной роли, а сам поставил картину. Предварительно слетав в будущее, посмотрел своего "Рэмбо 4" и индонезийское чудо 2011-го года "Рейд". Насыщенные полтора часа похождений сгустка гнева по недружелюбной многоэтажке. История пузыря желчи с губами, изображающими анти-duck face (лично показал бы, а на словах как-то не очень объяснять). Рассказ о крутом персонаже без тупой фигни про "не убий", как у многих комиксовых супергероев. Преступник не подчинился — н-н-на в голову.
Ну а так, после таких фильмов критики обычно прислушиваются к внутреннему цензору и удаляют весь написанный текст кроме, может быть, подытоживающего абзаца, умещают его в два-три твитта и, такие, думают, мол, ну отлично, написал, блин, статью. Собственно, подытоживающий абзац: удачи создателям, набрать побольше кассовых сборов, отснять до 2015-го ещё пару частей, увеличить масштабность происходящего в кадре и добавить боевых роботов. Два твитта.
Владимир Аладьин